С Днем тренера! Старт проекта, посвященного тренерам сахалинской школы каратэ

30 октября в России празднуют День тренера. Сегодня мы еще раз хотим поблагодарить наставников за труд, терпение, за то, что они стали для тысяч мальчишек и девчонок проводниками в мир спорта, поддерживают своих учеников на тернистой дороге к новым победам, учат принимать с честью поражения и радоваться победам.

Сегодня мы открываем проект, посвященный тренерам сахалинской школы каратэ, в рамках которого познакомимся ближе с теми, кто стоит за успехами островной сборной.

Анастасия Ким – Мастер спорта России по каратэ, тренер СШОР ВВЕ.

– Здравствуйте Анастасия, расскажите, как вы начали заниматься каратэ?

– Свой путь в каратэ я начала в 1995 году. Можно сказать, что это вышло случайно. Я занималась настольным теннисом. И летом школы тенниса и каратэ проводили совместный лагерь. Мне понравился дружный коллектив каратистов, удалось немного познакомиться с ребятами, тренеры заинтересовали своим видом спорта. Так я стала занимать каратэ.

– В теннисе удалось преуспеть?

– Немного. Приняла лишь участие в одних соревнованиях.

– Много ли спортсменов и тренеров осталось с того времени?

– Нет. Наверное, только Леонид Александрович Ким (президент федерации каратэ Сахалинской области, директор СШОР ВВЕ) и Игорь Владимирович Акулич (тренер Холмской федерации каратэ). Остальные ушли в другие сферы.

– Каратэ в то время было таким же популярным видом спорта, как и сейчас?

– Нет, 25 лет назад каратэ только-только начинало набирать популярность, наверное на это повлияли фильмы с Брюсом Ли, Жан-Клодом Ван Даммом, Джеки Чаном и Стивеном Сигалом после просмотра которых, большинство мальчишек и, наверное, девчонок, хотели заниматься единоборствами, чтобы быть похожими на своих кумиров. И примерно в это время стали появляться первые «звездочки» сахалинского каратэ – Максим Лисовский, Александр Сек, Алексей Тян, Андрей Степанов, Антон Бойчук, Владимир Цой, Владислав Ин, Григорий Ефремов,  Руслан Керимов, Эдуард Игитян. Позднее появились такие звезды, как Олешко Антон, Керимов Расул, Александр Шаталов и другие.

– Какими были условия для тренировок?

– Тренировки проходили, где и сейчас – в здании бывшего РМЗ. Но тогда были условия, конечно, хуже. Не было нормальных раздевалок, спортзал не был застелен татами, был обычный деревянный пол.  Перед тренировками своими силами готовили зал, мыли полы, а потом только приступали к занятиям. Такая у нас была разминка.

– В то время состоялся переход. Поединки по правилам более жесткой SKIF (Международная Федерация традиционного каратэ) уступили место WKF (Всемирная федерация карате)?

– Помню этот период. Это было спустя 3-4 года с моего старта. Поднялся вопрос о травматичности. По правилам SKIF предполагался полный контакт, именно так можно было заработать баллы на соревнованиях. Травмы были, в том числе и у детей – синяки, сломанные носы. Да и защиты нормальной не было.  Всемирная федерация каратэ ввела дозированный контакт. В точки зрения безопасности спорта это огромный шаг.

– Вы без травм прошли тот период?

– Конечно, были небольшие травмы. Ведь это единоборства.  Но в те времена девочек занималось не так много, если сравнивать с сегодняшним днем. Поэтому часто объединяли возрастные и весовые группы. Можно было попасть на соперницу опытнее тебя и уйти с тумаками. Помню соревнования в Находке, на которые я приехала в 14 лет, а выступала в категории «16+». Получила небольшое смешение перегородки носа, к сожалению, свою соперницу – мастера спорта, я не победила.

– Раз заговорили про выездные соревнования, как обстояли дела с ними?

– Раньше если мы выезжали раз в два года, это было очень хорошо. Все упиралось в финансы. Непростые были времена. Директор школы – Леонид Ким выискивал возможности, привлекал спонсоров, вкладывал свои средства, чтобы отправить нас. Было государственное финансирование, но очень маленькое, по сравнению с тем, как обстоят дела сейчас.

– А международный обмен опытом? Сейчас визит японских специалистов, конечно, событие знаковое, но уже не в диковинку.

– Самый первый к нам приехал Касаки (Касака) сенсей. Он работал, по-моему,  в местном консульстве Японии, узнал про нашу школу и после проводил у нас ежегодные семинары. Это было в начале 2000-х годов.  Потом приглашали других специалистов. Обмен – важная часть тренировочного процесса. У детей есть возможность оценить свой уровень, смотря на профессионалов из страны-родоначальницы.

– Во сколько лет вы закончили карьеру спортсмена и задумались о тренерской деятельности?

– В 2009 году я приняла участие в последних крупных соревнованиях, выполнила норматив Мастера спорта, уже тогда я преподавала. Но мысли преподавать у меня  не было. Параллельно с тренировками я проходила обучение в СахГУ на физкультурном факультете. Леонид Ким предложил мне попробовать. Я была убеждена, что это не мое поле деятельности. Но решили попробовать.  На первой тренировке казалось, что дети надо мной просто издеваются. У меня группа 6-7 лет. Но все получилось, как в фильмах, мы притерлись, нашли быстро общий язык, я увидела отдачу. А после первых соревнований все сомнения отпали. Сейчас я уже убеждена, что работа тренера – это мое призвание.

– Начинали с одной группы, а сейчас их сколько?

– Сейчас их четыре, но было и пять.

– Что сложнее быть на татами в качестве спортсмена или на тренерском мостике?

– Когда ты спортсмен ты переживаешь эмоции здесь и сейчас. Когда ты тренер это волнение растягивается на часы, пока твои воспитанники выступают. На первых этапах это было тяжело, сейчас это привычно. Но переживаешь за учеников больше, чем за себя.

– Поменялась ли система преподавания?

– Наверное, да. Стало как-то помягче. Если раньше был только кнут, то сейчас и про пряник не забываем. Но и мы в детстве были позадиристей, сейчас поколение более домашнее ну или скажем воспитанное.

– С чем связанны самые яркие воспоминания из спортивной и тренерской карьеры?  

– Из спортивной – это первые соревнования в «Находке», о которых я говорила выше. А из тренерской – первая поездка со своими учениками на первенство ДВФО. Это были первые крупные соревнования в моей практике. Один из учеников, выиграв бой за третье место, после оглашения результатов пробежал через все татами, бросился на шею, пока бежал, кричал слова благодарности. Это сильно запомнилось. В такие моменты начинаешь любить свою работу еще больше.

– И напоследок, пару советов для тех, кто думает открыть дверь в каратэ для свои детей, братьев и сестер, а может для себя.

– В наш вид спорта лучше приходить с ранних лет. У нас занимаются детки с 4-5 лет. В первые годы это общее развитие. С шести они начинают выступать на соревнованиях. В этом возрасте уже видно предрасположенность к этому виду спорта. В некоторых случаях мы советуем родителям обратить внимание на другой вид спорта, если у ребенка есть все для него данные. Но есть случаи, когда ребята приходят и в 14 лет, и если занимаются с отдачей, то достигают хороших результатов.

Оцените материал!
+1
0
+1
0
+1
0
guest

0 комментария
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии